28 октября 2020 года в нашем лицее состоялось заседание методической комиссии преподавателей и мастеров производственного обучения по теме "От самоконтроля - к повышению качества образовательного процесса"
От самоконтроля – к повышению качества
образовательного процесса
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности перподавательского состава лицея в вопросах организации и проведения самоконтроля.
Ход семинара
Организационно-мотивационный этап
Упражнение «Диалог».
Операционно-познавательный этап
Цели самоконтроля следующие: совершенствование деятельности учреждения образования, повышение мастерства педагогов, улучшение качества образования, проверка соответствия организации образовательного процесса нормативным актам в области образования.
В ходе самоконтроля решается ряд задач: осуществить контроль над исполнение законодательства в области образования; выявить случаи нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, принять меры по их пресечению; проанализировать причины, лежащие в основе нарушений, разработать варианты их предупреждения; дать экспертную оценку эффективности результатов деятельности педагогов; изучить результаты педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательный тенденции в организации образовательного процесса и разработать на этой основе предложение по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; оказать методическую помощь педагогам.
Контрольно-диагностическая деятельность осуществляется на основании положения о самоконтроле, которое разрабатывается в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, уставом и программой развития образования и регламентирует содержание и порядок проведения самоконтроля в учреждении.
Положение о самоконтроле включает следующие разделы: общие положения; основные направления, формы и методы организации; виды самоконтроля; основания для самоконтроля; организация и проведение; функции администратора, осуществляющего контроль; результаты самоконтроля; список документов.
Исходные данные для планирования самоконтроля: анализ работы для самоконтроля за прошедший учебный год (качественные и количественные показатели образовательной деятельности, нерешенные проблемы и др.); цели и задачи, приоритетные направления работы в предстоящем учебном году; программа развития учреждения образования; программа деятельности ведущего; положение государственных нормативных правовых документов системы образования.
Кроме того, в лицее организуется деятельность еще по ряду направлений, поэтому мы определили перечень позиций, которые необходимо проанализировать для проведения качественного самоконтроля:
- деятельность учебно-методических объединений;
- работа педагогов по развитию у учащихся общеучебных умений и навыков, формированию мотивации к учебной деятельности на учебных занятиях;
- организация учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных, факультативных занятиях, консультациях;
- формирование у учащихся ключевых компетенций;
- контрольно-оценочная деятельность педагога и учащихся на учебных занятиях;
- формирование у учащихся читательской грамотности средствами учебного предмета;
- организация преемственности в обучении;
- реализация принципов дифференцированного обучения;
- использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов.
При планировании работы мы должны учитывать функции самоконтроля (диагностирующую, мотивационную, мониторинговую, коррекционную, оценочную, стимулирующую, обратную связь), а также то, что он должен быть плановым, системным, научным, нацеленным на конечный результат, носить действенный, актуальный, объективный характер.
Существует два вида самоконтроля: фронтальный (предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности педагогического коллектива учреждения по всем направлениям) и тематический (обеспечивает изучение отдельных направлений деятельности учреждения образования).
Выделяют следующие формы самоконтроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, обзорный, комплексно-обобщающий.
Задание 1. Определите, тематический или фронтальный контроль будет осуществляться при проведении:
- группа 1 – персонального и классно-обобщающего самоконтроля;
- группа 2 – обобщающего самоконтроля;
- группа 3 – обзорного и комплексно-обобщающего самоконтроля.
Приведите примеры из практики.
Ведущий. Результативность самоконтроля зависит от грамотного выбора методов его проведения (наблюдение, беседа, анкетирование, устная или письменная проверка уровня обученности детей, изучение документации, анализ), а также четкого соблюдения плана.
Задание 2. Разработайте план проведения самоконтроля, расставив предложенные действия в нужной последовательности.
Материалы для работы (ниже представлена правильная последовательность, педагоги же получают материалы в виде отдельных карточек):
- обоснование проведения самоконтроля;
- формулировка цели и задач самоконтроля;
- определение критериев оценки деятельности субъектов и объектов контроля;
- сбор и анализ информации о состоянии проверяемого объекта (субъекта);
- оформление материалов по результатам самоконтроля, в которых необходимо отразить следующее: какие результаты достигнуты, что этому способствовало, что явилось причинами недостатков в работе, что надо сделать для совершенствования образовательного процесса и какие сроки (т.е. подготовить проект решения или рекомендации);
- обсуждение итогов самоконтроля;
- принятие управленческого решения по итогом самоконтроля.
Ведущий. Самоконтроль в нашем лицее осуществляют директор, заместители директора, руководитель методического объединения, а также опытные педагоги. Таким образом, от двухуровневой структуры управления учреждением образования (руководитель и его заместители) мы перешли к четырехуровневой, что по сути и является внутрилицейским управлением.
Самоконтроль проводиться по следующим направлениям: соблюдение положения Кодекса Республики Беларусь об образовании, выполнение требований учебных программ, состояние преподавания учебных предметов и качества знаний учащихся, состояние учебно-методической, внеучебной работы, ведение документации.
Одно из ведущих направлений самоконтроля – контроль за состоянием преподавания учебных предметов, который осуществляется в соответствии с перспективным графиком контроля. Важное условие: каждый предмет должен быть вынесен на контроль не реже одного раза в 5 лет.
Рефлексия.