Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by

Семинары

Дата: 20 октября 2020 в 11:49, Обновлено 22 декабря 2020 в 09:02

28 октября 2020 года в нашем лицее состоялось заседание методической комиссии преподавателей и мастеров производственного обучения по теме "От самоконтроля - к повышению качества образовательного процесса"

От самоконтроля – к повышению качества

образовательного процесса

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности перподавательского состава лицея в вопросах организации и проведения самоконтроля.

Ход семинара

Организационно-мотивационный этап

Упражнение «Диалог».

Операционно-познавательный этап

Цели самоконтроля следующие: совершенствование деятельности учреждения образования, повышение мастерства педагогов, улучшение качества образования, проверка соответствия организации образовательного процесса нормативным актам в области образования.

В ходе самоконтроля решается ряд задач: осуществить контроль над исполнение законодательства в области образования; выявить случаи нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, принять меры по их пресечению; проанализировать причины, лежащие в основе нарушений, разработать варианты их предупреждения; дать экспертную оценку эффективности результатов деятельности педагогов; изучить результаты педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательный тенденции в организации образовательного процесса и разработать на этой основе предложение по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; оказать методическую помощь педагогам.

Контрольно-диагностическая деятельность осуществляется на основании положения о самоконтроле, которое разрабатывается в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, уставом и программой развития образования и регламентирует содержание и порядок проведения самоконтроля в учреждении.

Положение о самоконтроле включает следующие разделы: общие положения; основные направления, формы и методы организации; виды самоконтроля; основания для самоконтроля; организация и проведение; функции администратора, осуществляющего контроль; результаты самоконтроля; список документов.

Исходные данные для планирования самоконтроля: анализ работы для самоконтроля за прошедший учебный год (качественные и количественные показатели образовательной деятельности, нерешенные проблемы и др.); цели и задачи, приоритетные направления работы в предстоящем учебном году; программа развития учреждения образования; программа деятельности ведущего; положение государственных нормативных правовых документов системы образования.

Кроме того, в лицее организуется деятельность еще по ряду направлений, поэтому мы определили перечень позиций, которые необходимо проанализировать для проведения качественного самоконтроля:

  1. деятельность учебно-методических объединений;
  2. работа педагогов по развитию у учащихся общеучебных умений и навыков, формированию мотивации к учебной деятельности на учебных занятиях;
  3. организация учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных, факультативных занятиях, консультациях;
  4. формирование у учащихся ключевых компетенций;
  5. контрольно-оценочная деятельность педагога и учащихся на учебных занятиях;
  6. формирование у учащихся читательской грамотности средствами учебного предмета;
  7. организация преемственности в обучении;
  8. реализация принципов дифференцированного обучения;
  9. использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов.

При планировании работы мы должны учитывать функции самоконтроля (диагностирующую, мотивационную, мониторинговую, коррекционную, оценочную, стимулирующую, обратную связь), а также то, что он должен быть плановым, системным, научным, нацеленным на конечный результат, носить действенный, актуальный, объективный характер.

Существует два вида самоконтроля: фронтальный (предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности педагогического коллектива учреждения по всем направлениям) и тематический (обеспечивает изучение отдельных направлений деятельности учреждения образования).

Выделяют следующие формы самоконтроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, обзорный, комплексно-обобщающий.

Задание 1. Определите, тематический или фронтальный контроль будет осуществляться при проведении:

  • группа 1 – персонального и классно-обобщающего самоконтроля;
  • группа 2 – обобщающего самоконтроля;
  • группа 3 – обзорного и комплексно-обобщающего самоконтроля.

Приведите примеры из практики.

Ведущий. Результативность самоконтроля зависит от грамотного выбора методов его проведения (наблюдение, беседа, анкетирование, устная или письменная проверка уровня обученности детей, изучение документации, анализ),  а также четкого соблюдения плана.

Задание 2. Разработайте план проведения самоконтроля, расставив предложенные действия в нужной последовательности.

Материалы для работы (ниже представлена правильная последовательность, педагоги же получают материалы в виде отдельных карточек):

  1. обоснование проведения самоконтроля;
  2. формулировка цели и задач самоконтроля;
  3. определение критериев оценки деятельности субъектов и объектов контроля;
  4. сбор и анализ информации о состоянии проверяемого объекта (субъекта);
  5. оформление материалов по результатам самоконтроля, в которых необходимо отразить следующее: какие результаты достигнуты, что этому способствовало, что явилось причинами недостатков в работе, что надо сделать для совершенствования образовательного процесса и какие сроки (т.е. подготовить проект решения или рекомендации);
  6. обсуждение итогов самоконтроля;
  7. принятие управленческого решения по итогом самоконтроля.

Ведущий. Самоконтроль в нашем лицее осуществляют директор, заместители директора, руководитель методического объединения, а также опытные педагоги. Таким образом, от двухуровневой структуры управления учреждением образования (руководитель и его заместители) мы перешли к четырехуровневой, что по сути и является внутрилицейским управлением.

Самоконтроль проводиться по следующим направлениям: соблюдение положения Кодекса Республики Беларусь об образовании, выполнение требований учебных программ, состояние преподавания учебных предметов и качества знаний учащихся, состояние учебно-методической, внеучебной работы, ведение документации.

Одно из ведущих направлений самоконтроля – контроль за состоянием преподавания учебных предметов, который осуществляется в соответствии с перспективным графиком контроля. Важное условие: каждый предмет должен быть вынесен на контроль не реже одного раза в 5 лет.

Рефлексия.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.